21 ноября в Пекине стартует Международная научная конференция «Инновационные методики в преподавании русского языка как иностранного». Сотрудники Южно-Уральского государственного университета поделятся с коллегами из КНР передовым опытом, исследованиями новых подходов и методик в области преподавания русского языка. О применении искусственного интеллекта в курсе «Русский как иностранный» расскажут доктор филологических наук, профессор кафедры «Международные отношения, политология и регионоведение» Наталья Кошкарова и доктор филологических наук, профессор кафедры «Лингвистика и перевод» Ольга Солопова. Накануне конференции мы задали ученым несколько вопросов.
– Вы ведете курс на тему «Применение искусственного интеллекта в курсе РКИ на материале русскоязычной литературы». Расскажите, как именно ИИ применяется в обучении? Есть ли у вас авторские разработки в этой области, и какие?
– Сегодня ИИ и нейронные сети используются во многих аспектах преподавательской деятельности, начиная от рутинных административных процессов, персонализации обучения, выстраивания личных траекторий обучающихся, через контроль (оценивание обучающихся, прокторинг), разработку учебно-методических материалов и до аналитики. С помощью искусственного интеллекта преподаватели могут генерировать как программу курса и план урока, так и отдельные единицы контента. Причем это могут быть лишь вспомогательные идеи, а могут – уже готовые тексты, иллюстрации, видео, аудио, презентации и так далее.
Пока авторских разработок в этой области у нас нет, есть только наработки, которые могут в дальнейшем стать материалом для учебного или учебно-методического пособия. Но мы регулярно повышаем свою квалификацию в области использования ИИ в образовательной деятельности. Последние курсы повышения квалификации, которые мы прошли в течение года, – «Методы и технологии искусственного интеллекта» (ЮУрГУ, Челябинск), «Цифровые технологии как новейший образовательный инструмент» (МГЛУ, Минск).
– ИИ и русская литература — насколько совместимые понятия? Как бездушная машина может постичь русскую душу (или от нее это не требуется)?
– Русская литература настолько уникальный и богатый феномен, что ее изучение может проводиться с помощью как традиционных методов, так и искусственного интеллекта. В последнем случае ИИ может стать отличным инструментом создания образовательного контента на основе произведений русских писателей с учетом уровня обучения РКИ, персонализации процесса изучения русского языка и литературы, реализация творческого потенциала студентов. Применение ИИ – это еще и своеобразная геймификация в образовательном процессе, а обширная жанровая палитра русской литературы дает возможность показать, что душа нашего человека остается крепкой, тонкой, прозрачной, открытой, добродетельной.
– Какое произведение русских писателей вы используете чаще всего в занятиях с применением ИИ? Почему?
– На занятиях с применением ИИ мы используем произведения разных периодов: начиная от литературы древней Руси и заканчивая шедеврами XX века. Безусловно, такое широкое применение ИИ в курсе русской литературы вовсе не означает повсеместного использования этого инструмента. Использование искусственного интеллекта совмещается с традиционными форматами обучения: лекциями, практическими и семинарскими занятиями.
– ИИ выступает как оценщик, цензор, средство контроля за студентами? Какова его роль на занятиях?
– Отвечая на этот вопрос, хотелось бы отметить, что главная функция применения ИИ на занятиях по РКИ – это повышение эффективности обучения. Но при этом не следует слепо доверяться искусственному интеллекту. При всех его неоспоримых преимуществах он не сможет заменить личность педагога и наставника, от умелых и чутких действий которого зависит успех образовательного процесса.
– Что такое корпусные технологии в обучении РКИ?
– Корпусные технологии – это разновидность ИИ, которые могут использоваться как во время аудиторных занятий, так и в самостоятельной работе студентов. Национальные языковые корпуса находятся в свободном доступе, и любой изучающий язык может свободно воспользоваться тем огромным массивом актуального речевого материала, который там представлен. Корпуса предоставляют уникальную возможность составления широкого спектра упражнений на основе аутентичного материала, корпус позволяет обучать всем видам речевой деятельности. Корпусные технологии – это уникальная возможность решить извечную проблему учебников и учебных материалов – моральное устаревание содержания учебно-методических комплексов.
– Можно ли только с помощью ИИ самостоятельно выучить русский язык?
– ИИ помогает сделать обучение адаптивным, предоставляет возможность изучать русский язык в любое время и в любом месте, быстро дает обратную связь. Но ничто не может заменить живое человеческое общение, которое является квинтэссенцией изучения любого иностранного языка. Кроме того, искусственный интеллект в настоящее время не обучен так идеально и может выдавать ошибки о системе изучаемого языка, а некоторые программы настроены только на изучение одного иностранного языка. Особенно важна личность преподавателя, когда человек только начинает изучать язык: в таком случае педагог поможет составить план работы, указать на проблемные места и в идеале подсказать темы ИИ-инструменты, которые могут быть помощниками в образовательном процессе.
– Как вы думаете, что будет происходить в этой области (использовании ИИ в обучении языкам) в недалеком будущем?
– Повышение уровня доступности образования, а также инклюзивности образовательной среды. Возрастет значимость преподавателя как наставника, который мотивирует учеников к самостоятельной работе и обучает студентов приемам работы с информацией и поиску новых решений. Тем не менее, ИИ не сможет заменить человека в обучении языкам, по крайней мере, в ближайшем будущем.
– На ваш взгляд, что самое ценное в ИИ для преподавателя? А для студента?
– Для преподавателя это колоссальная экономия времени.Использование ИИ помогает автоматизировать рутинную интеллектуальную работу, а значит, позволяет нам выделить больше времени для творчества, для высокоуровневых заданий и более качественного взаимодействия с обучающимися. Для обучающихся – симуляторы, универсальные тренажёры-учителя, идеальные для самостоятельной работы студентов.