ЮУрГУ по гранту Россотрудничества участвует в программе «Современные методики проектирования обучения русскому языку как иностранному». Преподаватели университета отправятся в Пекин, Далянь, Тяньцзин и Харбин, чтобы помочь освоить IT-технологии китайским славистам – от университетских профессоров до школьных учителей и воспитателей детского сада, преподающим русский язык.
На наши вопросы отвечает один из участников делегации, старший преподаватель кафедры Русского языка как иностранного Ирина Чуносова.
– На какую тему вы проводите занятие?
– Проектирование форм контроля на основе IT-технологий, конструктор урока русского языка.
– О контроле каких знаний, компетенций идёт речь?
– Контроль того, что было усвоено непосредственно на уроке. Занятие прошло, и важно получить обратную связь, не требующую больших усилий и временных затрат. При этом задание должно быть индивидуальным – для каждого ученика.
– А что такое конструктор урока?
Конструктор урока – методический приём, благодаря которому мы можем менять части занятия местами, приводить его в соответствие нашим целям, в зависимости от интересов группы, уровня владения русским языком и т.д.
– В этом вам помогают нейросети, искусственный интеллект?
– Разумеется. Можно дать нейросети обычный текст, написанный студентом, и она по определенным признакам без дополнительного тестирования определит уровень владения языком (А1 – начальный, А2 – базовый и т.д.).
Ещё задача под силу нейросети. На уроках мы используем образцы русских текстов – из книг, из журналов, но для иностранных учащихся их надо адаптировать. Правда пока за искусственным интеллектом должен присматривать человеческий глаз, чтобы не было фактических и логических ошибок.
Можно попросить нейросеть подготовить упражнение, например, текст с пропусками, которые должен заполнить студент.
Нейросеть может и оценку выставить по определённым критериям, провести анализ ошибок, выдать рекомендации, но и это нуждается в контроле преподавателя.
– О каких ещё современных технологиях, кроме нейросетей, пойдёт речь?
– У нас есть инновационные агрегаторы. Это, например, «Национальный корпус русского языка», который прошел большой путь развития за последний год, в нём появилась масса методических новинок. Он доступен в интернете и очень полезен как преподавателям, так и тем, кто занимается наукой.
– Кроме работы с технологиями, какие вы дадите советы китайским педагогам?
– В моем выступлении будет уделяться внимание психологии обучения. Современные ученики, зумеры, дети поколения альфа, не станут уделять внимание тому, что не заинтересовало их эмоционально. Такие условия тоже важно создать.